Вернуться к обычному виду
вакансии Весьегонского района



Перейти на сайт ассоциации

Поиск родственников и составление своей родословной





перейти на сайт министерства

Подать идею для развития и улучшения жизни района

Золотые звезды Калиненцев

Перейти на сайт газеты"Весьегонская Жизнь"

перейти на страницу проекта "Сохраним Мологу для потомков"

перейти на сайт

Книга памяти Тверская область

Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

перейти на сайт

Часть 7 СНОВА НОРВЕГИЯ (продолжение)

Часть 7 СНОВА НОРВЕГИЯ (продолжение)

В Норвегии очень много собак разных пород, но все они на поводках гуляют с хозяевами. А ещё видели слепых с поводырями – собаками. Кошек почему-то не видели вообще, очевидно, на улицу их не выпускают.

Мы едем в музеи на острове Бюгдай.
Едем мимо причала.Снова восхищаемся столицей, разбросанной на островах.
Проезжаем мимо аккуратных зеленеющих полей, мимо личной фермы королевы Сони. Соня часто сама доит коров, все деньги от реализации молока идут на благотворительность. Видим небольшой аккуратный домик: там королева отдыхает после работы.
Интересна сама история Сони. Эта женщина вообще не королевских кровей. Она бывшая официантка, к моменту знакомства с будущим королём была уже разведена с первым мужем. Когда в этот пункт питания однажды зашёл холостяк-король, который упорно отвергал всех предлагаемых ему невест, он обратил внимание на очень красивую официантку, которая с большим знанием дела рассуждала с кем-то из посетителей о гонках на яхтах (король Харольд -5 – бывший олимпийский чемпион в гонках на яхте), а с самим королём вела себя холодно-вежливо, без подобострастия. Так начался их роман, который длился много лет и закончился браком. Норвежцы любят свою королеву Соню. Так что слова песенки о том, что «всё могут короли, но жениться по любви не может ни один, ни один король» ныне к скандинавским странам не подходят вообще.
И уж если речь зашла о занятии сельским хозяйством, то стоит сказать, что король увлекается селекционированием и охотно делится с фермерами выведенными им сортами растений. Господи, а чем занимаются наши «короли» в свободное время?!
Нынешнего короля Харольда норвежцы называют совестью нации.
Мы на острове Бюгдай. Здесь всё свидетельствует о том, что Норвегия – сильная морская держава.

Итак, мы в музее «Фрам» Он связан в первую очередь с именем Фритьофа Нансена.
Надо сказать, что, видимо, суровые природные условия жизни в этой стране способствовали выработке упорного, пробивного характера норвежцев. Фритьоф Нансен – выходец из бедной семьи, проживавшей в окрестностях Христиании. В школе он учился плохо. Зато с ранней юности он полюбил спорт (позднее он стал чемпионом страны по лыжам, плаванию и ещё какому-то виду). Будучи школьником, он совершал походы по горам. лесам. Ему удалось поступить на факультет зоологии Норвежского университета, Однако, получив степень доктора зоологии, Нансен не стал кабинетным учёным. Его влекли неисследованные земли. Он обратился к правительству с просьбой финансировать экспедицию к Северному полюсу и получил отказ: правительство сочло эту идею утопической. Чтобы доказать, что человек может преодолеть невозможное, Нансен с тремя спутниками решил пройти на лыжах через Гренландию. Путешествие было чрезвычайно трудным. Морозы доходили до 40 градусов. Пришлось зимовать в одном из эскимосских селений. В Норвегию Нансен смог вернуться только почти через год. Теперь у него за плечами был опыт покорения ледникового материка. Чтоб добраться до Северного полюса, по чертежам Нансена в 1892г. было построено судно «Фрам» («Вперёд»). Нансен решил, что самым лёгким способом достижения Северного полюса будет дрейф на корабле, вмёрзшем в лёд. Чтоб корпус корабля не был раздавлен льдами, Нансен придал ему округлую форму: при сжатии корабль выталкивало наверх, и он оставался невредимым. На этом корабле Нансен совершил несколько экспедиций (1893 -1896г.г.) Экипаж судна состоял из13 человек, среди них не было ни одного матроса: капитан, кок и учёные; каждый из них выполнял любую работу. Попытки длились 3 года. На Земле Франца-Иосифа Нансен и его спутник Иогансон (они покинули судно и вдвоём направились на север) повстречались с зазимовавшей здесь полярной экспедицией.
Хотя Нансен и не дошёл до Северного полюса, но значение его деятельности велико.
.
Нансен занимался и активной общественной деятельностью. Он был одним из организаторов помощи русской эмиграции. Разработанные Нансеном документы («нансеновские паспорта») признали 52 страны мира. Он был основателем и председателем Лиги Наций.В 1921 году Нансен содействовал помощи голодающим Поволжья и убедил США выделить на эти цели 20 млн. долларов, чем спас от смерти более 4 млн.человек. В 1923г. Ф. Нансен был удостоен Нобелевской премии мира, которую он также передал на помощь беженцам.
Несколько слов о личной жизни Нансена. Как-то он решил встретиться в Швеции с известным полярником Нодершельдом. Встретились они на катке. Нодершельд поздоровался с ослепительно красивой женщиной и представил ей Нансена. Молодые люди сразу почувствовали взаимное тяготение. Они провели вместе две сумасшедшие недели. Потом Нансен возвратился в Норвегию, где к этому времени был уже помолвлен с будущей женой Евой. После смерти жены он больше не женился. Как-то он сказал своему близкому другу: «Никогда я не встречал такую совершенную в физическом и умственном смысле женщину». Этой женщиной была Софья Ковалевская. На её могиле всегда лежат живые цветы. В стокгольмском университете на факультете математики есть специальный фонд Софьи Ковалевской.
Родственников у Нансена не было. Он умер в Осло, переутомившись во время лыжной прогулки.


Через 6 лет другой великий норвежский полярный исследователь, Рауль Амундсен, решил повторить с командой из 22 человек на «Фраме» дрейф Нансена и покорить Северный полюс. Но перед самым выходом в море он получил известие, что его опередил американский путешественник Роберт Пири. Поэтому, выйдя в море, он отправился не на север, а на юг. О своём решении Амундсен сообщил команде лишь тогда, когда корабль уже находился в Атлантическом океане. Великий норвежец первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. До Амундсена такую попытку предпринял капитан Скотт, но его постигла неудача. В 1928 году Амундсен погиб при спасении итальянской экспедиции под руководством его друга Нобиле.
Да, «Фрам» заслужил, чтоб для него был создан музей.
Корабль представлен в неизменном виде, включая внутренние помещения и снаряжение.
Честно говоря, мне показалось кощунственным, что ежегодно тысячи туристов ступают на палубу этого корабля, стирают её своими подошвами и спускаются в трюм: ведь это память, которая должна сохраниться для потомков через многие-многие годы.
Неподалёку от музея находится памятник Нансену.


Рядом с музеем «Фрам» находится музей «Кон-Тики». В нём представлены предметы и находки, относящиеся к экспедициям Тура Хейердала: плот «Кон-Тики» с десятиметровой акулой под ним,
папирусное судно «Ра», копии каменных скульптур с о-ва Пасхи, потайная семейная пещера, где посетители проходят через узкий проход и их внезапным шипением воздуха «принимают» или «не принимают» духи.
В кинозале идёт документальный фильм об экспедициях Хейердала, но он на норвежском языке. (Кстати., норвежский язык очень труден для понимания: в нём подряд много согласных, которые норвежцы «проглатывают» при разговоре; поэтому часто встречающаяся в их беседах фраза: «Повтори, пожалуйста, что ты сказал».)


Многие десятилетия учёные всего мира пытались найти причину появления в Полинезии, находившейся на расстоянии более 6 000 миль от американского континента, следы развитой древней культуры: дороги, ступенчатые пирамиды, гробницы, высеченные из каменных глыб. Именно Тур Хейердал, норвежский путешественник, этнограф и археолог, ответил на этот вопрос. Он задался разрешением вопроса о происхождении полинезийцев. Изучая культуру древних инков, Хейердал узнал о существовании сказаний о вожде Кон-Тики, который увёл своё племя от завоевателей-инков. В легендах говорилось, что они ушли куда-то на запад. Теперь возможность этого нужно было доказать с помощью уникального эксперимента. Вместе с пятью друзьями Хейердал отправился в Перу, где по старинным чертежам они построили плот из толстых бальзовых брёвен. Хейердал точно придерживался древних образцов. Брёвна были соединены канатами, а палуба устлана циновками. Замысел Хейердала состоял в том, чтобы в конструкции его плота практически не было современных материалов.
27 апреля 1947г. шесть отважных путешественников отправились из перуанского порта Кальяо. Кроме Хейердала в экспедиции принимал участие ещё один этнограф – шведский учёный Даниельсон. Через 97 дней плавания от берегов Южной Америки экваториальное океаническое течение принесло плот к островам Полинезии. Так учёный доказал принципиальную возможность культурного общения между Полинезией и американским континентом. Учёный основал и новое направление в науке – экспериментальную этнографию. Во время экспедиции он снял цветной фильм, который был удостоен премии «Оскар».
Следующую экспедицию Хейердал предпринял на остров Пасхи, тоже затерянный в просторах Тихого океана. С помощью этнографического эксперимента учёный попытался восстановить приёмы, с помощью которых туземцы могли высекать из камня, перемещать и устанавливать гигантские статуи в несколько десятков тонн. (Они действовали так, как поступаем мы, переставляя тяжёлые предметы: наклоняем на один бок и «шагаем» поднятым вперёд,. и так попеременно).
Затем вместе с экипажем из пяти человек Хейердал проплыл на папирусной лодке «Ра» от африканских берегов до островов Центральной Америки. Для этой экспедиции он собрал международный экипаж, в котором был и представитель СССР – врач Юрий Сенкевич.
Гид рассказала очень интересную историю выбора Хейердалом именно Сенкевича из числа многих претендентов. В период комплектования экипажа Хейердал встретился в Норвегии с Н.С.Хрущёвым, который высказал мысль, что неплохо бы включить в состав экипажа советского человека.
- Кого Вы имеете в виду?
- Себя.
- А что Вы умеете делать?
- Варить борщ.
Это самовыдвижение не устроило известного путешественника. Тогда была предложена кандидатура молодого врача из Центра космических исследований, свободно владеющего несколькими языками. Между прочим, это был не какой-то врач «со стороны», а сын замминистра здравоохранения, Сенкевич.. Но, к счастью, как показало время, Сенкевич действительно оказался идеальным кандидатом. Хейердал был в аэропорту, когда приземлился самолёт, на котором прилетели в Осло собранные из разных стран врачи, готовые отправиться в экспедицию. Все вышли чинно-важно, а последним нетвёрдой походкой вышел и упал у трапа молодой врач Сенкевич, который в самолёте принял лишнего, общаясь со знакомыми журналистами. Увидев эту сцену, Хейердал воскликнул: «Наш человек!» - и остановил свой выбор на Сенкевиче. (Дело в том, что норвежцы много пьют.) Позднее они стали очень близкими друзьями.

На озере Чад была построена папирусная лодка «Ра-1», но через 5 недель эксплуатации она стала разваливаться. «Ра-2» с поднятой кормой строили на озере Танганьика и на ней пересекли Атлантический океан.

Решив доказать, что шумерские мореходы совершали свои плавания не только в прибрежных районах, но также могли пересечь Индийский океан, Хейердал построил тростниковую лодку «Тигрис» и с экипажем из 16 человек в 1972г. совершил переход из Персидского залива через Индийский океан в Джибути. В это время была война между Сомали и Америкой, и в знак протеста против этой войны Хейердал сжёг «Тигрис».
Хейердал доказал, что по происхождению норвежцы – это норвежцы и ничего общего со шведами и финнами они не имеют.

Хейердал отличался мужественной красотой: был он высокого роста, атлетически сложен, со светлыми волосами и голубыми глазами. О нём говорили, что это самый красивый человек Норвегии. Интересно, что в детстве и юности он жутко боялся воды. Хейердал считал, что человек погряз в грязи и надо идти к природе.
В последние годы жизни он узнаёт, что у него рак. Он отказывается от операции и обезболивания. У него было поместье в Италии, куда он созывает всех жён (их было три), детей, внуков и самых близких товарищей и устраивает последний год радости. В первую неделю этого года он брал уроки танцев и на первом балу пригласил на первый танец свою первую жену и больше уже не танцевал. Умер он в 2009 году, а через полгода от болезни сердца ушёл из жизни и Ю.Сенкевич.


Если говорить об истории кораблей, то стоит вспомнить и дракары викингов. Ни один из дракаров не сохранился, есть только два остова погребальных кораблей. Дракары были идеальными судами, но восстановить их нельзя. А на них ещё в 10 веке (до Колумба) викинги дошли до Северной Америки. Как могли быть созданы такие корабли ещё в 8 веке? Для постройки использовались дуб, ясень и сосна. 40 лет растили эти деревья, придавая им в процессе роста необходимую форму. Затем деревья спиливали, создавали остов из дуба.. Потом пилили пластины из ясеня, пропиливали в них отверстия и крепили сосновыми «гвоздями». Готовое изделие смолили. Получалась мягкая, подвижная посудина, её было невозможно раздавить. Свои паруса викинги вязали из разноцветной шерсти крючками, поэтому лопнувшие в бурю полотна можно было легко вновь связать крючком.. Строили такие корабли не сами викинги, а корабелы.

Нас уже поджидает наш «дом». Мы отправляемся в старинный центр города. Всюду вдоль берегов причалы. Мы останавливаемся. У нас свободное время.
На высоком холме на набережной старинная крепость. Высокий земляной вал.
Ворота крепости гостеприимно распахнуты для посетителей. Через сводчатый проем в каменной стене прохожу внутри крепости вдругую крепость, т.е. в ещё один внутренний двор. Несколько пролётов лестницы позволяют подняться на самый верх крепостного вала, откуда хорошо просматривается гавань.

У подножия земляного вала вижу памятник одному из бывших воинственных правителей Норвегии.
Вдоль всех домов на набережной тянутся непрерывной лентой многочисленные кафе. Чувствуется, что это любимое место отдыха горожан. Неспешно проезжают девушки-полицейские на конях.

Наш визит в Норвегию подходит к концу. Мы прощаемся с Осло и погружаемся на паром «SKANDINAVIAN EAWAYS», который везёт нас в Данию, в Копенгаген. Выходим на палубу, смотрим вниз: вода,кажется, кипит у бортов корабля. Город остаётся вдали. Нет, он продолжается на островах ! Вид, конечно, впечатляющий. Запечатлеваем это на фотоаппарате, но видеть это, безусловно, надо воочию: синяя вода, скалы и белые дома… дома…Да, по протяжённости Осло очень большой. Мы плывём, а острова с домами не кончаются. Навстречу нам плывут кажущиеся по сравнению с нашим гигантом малютки-кораблики.