Вернуться к обычному виду
вакансии Весьегонского района



Перейти на сайт газеты"Весьегонская Жизнь"

перейти на сайт

Подать идею для развития и улучшения жизни района





Книга памяти Тверская область

перейти на сайт

перейти на сайт министерства

перейти на страницу проекта "Сохраним Мологу для потомков"

Золотые звезды Калиненцев

Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Поиск родственников и составление своей родословной

Перейти на сайт ассоциации

Весьегонский "Униколоссавр"

Весьегонский "Униколоссавр"

Каждое лето к нам приходят экскурсионные теплоходы и для путешественников проводятся экскурсии по городу. А знаем ли мы, горожане, историю нашего города? Знаем ли мы что-то о людях, чьи имена носят названия улиц, и о тех, чья память увековечена мемориальными досками? Чтобы гордиться своим «лучшим городом на Земле» (спасибо за замечательные фотографии-виды Весьегонска Волгиной Е. и фотографу-летописцу с невесьегонской фамилией – Каменецкому), мы должны знать его историю, как собственную биографию, знать не только имена наших земляков, часто неординарных личностей, но и интересные факты из их жизни. Думаю, не у всех настольными книгами являются или стоят на видном месте в книжном шкафу двухтомник «Весьегонск. Вехи истории» Б.Ф.Купцова, массивный словарь-справочник «Весьегония» Г.А.Ларина, трёхтомный краеведческий альманах «Весьегония»… Мне кажется, настало время отделу культуры, привлекая краеведов, работников архива, библиотеки, музея, разработать схему маршрутов (именно маршрутов, а не маршрута!) по городу для людей всех возрастов начиная с младших школьников.
Начнём?
На углу ул. Степанова/Кирова стоит ветхий двухэтажный дом с мемориальной доской, гласящей, что здесь жил Борис Андреевич Расцветаев. Именно этого человека столичный корреспондент Синицына Л.А. назвала «Униколоссавром», и очерк о нём (впервые опубликованный в журнале «Дружба народов») открывает первый том краеведческого альманаха. Это о нём, предваряя публикацию буквально спасённого, обработанного и подготовленного к печати дневника Б.А Расцветаева тоже уже ушедший из жизни бескорыстный и неутомимый краевед М.М. Верхоланцев писал: «Иногда мне казалось, что я копаюсь в бумагах гения. Наряду с тысячами страниц дневников и литературных произведений встречались работы по математике, механике, философские работы …
Я чувствую себя виноватым – я не помог Расцветаеву при его жизни. Хотелось бы искупить часть своей вины перед ним тем, что попытаюсь донести память об этом великом человеке до будущих поколений …»
Давайте присоединимся к этому благородному начинанию.
Родился Борис Андреевич в интеллигентной семье, но в силу обстоятельств не смог получить должного образования. Природа наделила его многими талантами, которые, увы, из-за тех же обстоятельств не смогли получить должного развития. Он так писал о себе: «И я стал бы максимально полезен, если бы мне дали надлежащее развитие. Я художник отличный, но недоразвитый, писатель, хорошо умеющий выражать мысль, но не имею тренировки, музыкант-пианист, но неграмотный и не имеющий школы. Везде, во всём самоучка…»Да, он был во всём самоучкой: самоучка-изобретатель, самоучка-писатель, самоучка-художник, самоучка-музыкант… Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее - собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. Вся жизнь Бориса Андреевича – непрерывный труд самосовершенствования, самовоспитания.
Уже в детстве Борис отличался от сверстников своей страстью к технике... На всю жизнь он пронёс любовь и благоговейное отношение к железной дороге и паровозам. Он «глотал» книги про паровозы и двигатели и мечтал оказаться возле этих замечательных машин и управлять ими. Он считал труд кочегара самым важным и потому к своим обязанностям кочегара относился с величайшим тщанием. Его поражало, как вообще можно работать без интереса.
Впрочем, Борис Андреевич относился чрезвычайно ответственно к любой порученной ему (и не только порученной) работе… А работал он и механиком, и тапёром, и художником, и учителем рисования и черчения. Тут стоит сделать некоторое отступление, чтоб сказать несколько слов о Борисе-Андреевиче-учителе. Был он мягкотелым человеком, дисциплины на уроках не было никакой. Однако проявлял твердость при постановке оценок за чертежи, выполненные на уроке, и за домашнее задание, на выполнение которого иногда уходил весь выходной (а он был только один). Черчение для многих было просто мукой: технические чертежи деталей выполнялись в трех проекциях вначале карандашом, потом, после проверки, на другом листе - рейсфедером черной тушью. Никаких подчисток не допускалось. Зато все мы умели (лично мне это потом на каждой работе пригождалось) владеть печатным пером, а те, кто поступил в технические вузы, не знали проблем с техническими чертежами. Кстати, план насаждений возле школы и в сквере возле кинотеатра составлял тоже Борис Андреевич.
Итак, художник-самоучка, художник – примитивист. Что изображал он на своих картинах, написанных карандашом или гуашными красками на дешёвой бумаге? В ранних работах – фантастические сюжеты, позже – бытовые темы, а в конце жизни – пейзажи.
Будучи страстным книгочеем (перечень авторов и жанров произведений огромен), Борис Андреевич овладел хорошим литературным слогом и, обладая пытливым умом и зорким глазом, мог бы стать большим писателем. Кстати, порой он неосознанно использует приём, типичный для А.Платонова, стремившегося подчеркнуть несуразности жизни - соединение словесных штампов с обычными словами: «Все живут каким-то бессмысленным смыслом». По собственным подсчётам Бориса Андреевича, к началу 1942г. он написал более 40 повестей и рассказов. Сюжеты некоторых из них тоже фантастические. Может быть, именно мечтательность, умение уйти от серой действительности в мир грёз помогало Борису Андреевичу выживать порой в невыносимых обстоятельствах (всю жизнь его преследовали жесточайшие материальные трудности).
Кто-то из великих сказал: «Это мечтатели вращают планету». Да, порой эти люди кажутся обывателям нелепыми, смешными именно потому, что непохожи на них самих. Но сколько в этих людях света и тепла, как похожи они своей непосредственностью на больших детей.
Вновь возвращаюсь к записям М.М.Верхоланцева: « Он был очень глубокий человек: в его архиве, в его дневниках много рассуждений о смысле жизни, есть разработки и есть, так можно сказать, научного характера.
Прежде всего, это мысли о космосе, о межпланетных связях, о влиянии космических сил; тут Расцветаев перекликается с работами Циолковского и Вернадского. Рассуждает он и о предназначении человека в космическом понятии».
И ещё одна страсть Бориса Андреевича – математика.
Вот, например, записи из дневника: «1923г. 5 мая. Утром вычислял с логарифмами.
26 апреля 1928г. я не пошёл на пароход, а занялся с раннего утра черчением диаграмм. Первая – рост населения Весьегонска с 1783. Вторая - расселение населения, тоже с 1783г. Диаграммы довольно интересные, необходимо изобразить фигуры отдельных сословий в костюмах соответствующей эпохи. И я справился с этой задачей.» «Зачем?» - удивитесь вы. Борису Андреевичу всё это было ИНТЕРЕСНО! Вот названия некоторых из его многочисленных математических разработок: Ханойские башни. Искусственные астрономические системы. Бинарная прогрессия и логарифм 2. О факториале № 2-3…п! и т.д. Вам всё понятно? Мне – ничего. В его таблице «Опыт расширения границ имён числительных» - числа, превышающие миллионы и миллиарды – числа в степени, равной самой себе. Он даёт им названия. Например, десять миллионов в десятимиллионной степени, равное десяти миллиардам, - громада, десять миллиардов в десятимиллиардной степени – колоссавр, число со ста миллиардами нулей - униколоссавр.
Как же он успевал всё это делать? Секрет прост (и необычайно труден!) – организованность и самодисциплина. Чтобы реализовать свои многочисленные замыслы, Борис Андреевич постоянно проводит «ревизию» сделанного и планирует, планирует. Он постоянно неудовлетворён собой.
«Да, поработано было немало. Но я ужасно разбросался, хочу объять необъятное, множество новых и старых идей приходят мне в голову, сочинения, к ним иллюстрации. Но старые уже не хочется перерабатывать. Я устал от них, и теперь они потеряли для меня всякий смысл.. .А недоделанные мучат сознание своей незаконченностью. Сжечь, что ли, их, старые-то сочинения? Жалко! Что же у меня останется? Чем оправдывать прожитую жизнь? А и новые сочинения постигнет та же участь. Придёт время, и новые, написанные, но необработанные, они поместятся на полке вместе со старыми… Вот и все. И весь бессмысленный смысл. Какая нелепость!»
Всю жизнь ежедневно Борис Андреевич занимался спортом: метал копьё, ходил на лыжах и пешком в любую погоду. В день своего 70-летия он прошёл 70 километров! В конце жизни, уже мучимый болями , совершал свои походы, опираясь на велосипед.
В заключение мне хочется процитировать Синицину Л.А.: «Неумение заботиться о себе, о хлебе насущном, скудость и бедность быта вызывает, как правило, осуждение и насмешку, жалость и презрение обывателя. Конечно, мир не может быть населен только такими людьми, как Расцветаев». Окружающая среда, «как правило, не выдерживая тяжести неординарной личности, давит и теснит её». Чудак? Да, чудак , но «чудак самим фактом жизни утверждает, что есть «антиресы» превыше дел насущных. И стойкое служение своим личным «антиресам» придаёт этим людям значение общественного деятеля- масштаб своего рода униколоссавра». И хочется завершить моё повествование словами Солженицына о главной героине его рассказа «Матрёнин двор», заменив местоимение «она» на «он»: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
Вот таков этот человек, Борис Андреевич Расцветаев. В октябре этого года исполнилось 26 лет со дня ухода его из жизни.