Вернуться к обычному виду
Подать идею для развития и улучшения жизни района



Перейти на сайт газеты"Весьегонская Жизнь"





вакансии Весьегонского района

перейти на сайт министерства

перейти на страницу проекта "Сохраним Мологу для потомков"

Книга памяти Тверская область

перейти на сайт

Поиск родственников и составление своей родословной

перейти на сайт

Золотые звезды Калиненцев

Перейти на сайт ассоциации

Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Описание комбинированного экскурсионного маршрута ( часть 4)

Описание комбинированного экскурсионного маршрута ( часть 4)

Продолжаю публикацию исторического обоснования туристического маршрута Весьегонск – д. Иваново – часовня св. мучеников Кирика и Иулитты (вблизи д. Михалёво) – д. Иваново – д. Восход (усадьба Телятино) – д. Григорково – д. Суково (М. Фоминское) – с. Чистая Дуброва – урочище Камень – с. Чистая Дуброва – Весьегонск.

Представляю 4 часть...

4. Церковь Рождества Христова. Д. Григорково.
Первая деревянная церковь Рождества Христова была построена между 1647 и 1677 гг. и размещалась несколько севернее современной, ближе к деревне Титовское.

«22. Деревянная церковь Рождества Христова. Рисунок и обмеры А.Н. Виноградова» на Яндекс.Фотках


«23. Церковь Рождества Христова. Д. Григорково.» на Яндекс.Фотках
Взамен обветшавшей деревянной в 1837 г. была возведена новая кирпичная, оштукатуренная церковь с двумя престолами – Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы. Роспись датируется 1884 г. В 1858 – 1860 гг. вокруг церковного участка сооружена ограда, от которой сохранились гранитные пилоны ворот и кованые железные полотна, увенчанные арочным люнетом.
Является хорошим образцом сельской приходской церкви, выстроенной в стиле ампир, возможно, по типовому проекту.
В композиционном отношении церковь включает в себя храм в форме четверика со световой массивной ротондой. Завершен небольшой главкой в виде вазы. С востока к храму примыкает полуциркульная апсида, с запада двухстолпная трапезная и трехъярусная колокольня. Нижний ярус колокольни – прямоугольный, средний – четверик со срезанными углами, верхний – цилиндрический, в форме аркады, завершённой шпилем.

Северный и южный фасады храма, западный фасад колокольни выполнены в виде четырехколонных портиков тосканского ордера с фронтонами.

Стены трапезной и апсиды украшены горизонтальным ленточным рустом. Оконные проемы прямоугольные, без наличников, их перемычки обработаны клинчатыми замками.

Первоначально храм сообщался с трапезной широкой аркой, но при росписи стен последняя была заложена кирпичем, а вместо неё устроен проход в южной части западной стены.

Во внутреннем интерьере сохранился один из двух иконостасов, выполненный в том же, что и храм ампирном стиле.

Относительно хорошо сохранилась стенная живопись. По мнению некоторых специалистов, храм расписывался мастерами той же артели, что и Троицкая церковь в селе Любегощи.
Роспись выполнена в монументальном стиле (с «синими фонами»). Особенностью ее в церкви Рождества Христова является сюжет «Страшного суда», занимающий бо́льшую часть западной стены храма. Он отличается от аналогичных сюжетов в других церквях более острой социальной направленностью. Среди грешников изображены не то ямщик, не то купец с денежным кошелем в руках, то есть фигура очень типичная для Весьегонского края XIX в. За ним просматривается фигура монаха в клобуке, характерная для древнерусской иконографии, но не для конца XIX в.




Роспись в трапезной – развернутая иллюстрация на текст «Верую». Она очень грубо обновлена в 40-е годы XX в.
Церковь была закрыта в 1951 г., но, в отличие от многих других, для хозяйственных целей не использовалась. В 1991 г. храм вновь открылся, ему была возвращена часть изъятых ранее икон, но после этого несколько раз подвергался разграблению мародерами.
5. Тихвинская и Введенская церкви. Д. М. Фоминское (Суково).




«25. Введенская (изначально Тихвинская) церковь. Современное фото» на Яндекс.Фотках


«26. Тихвинская (изначально Введенская) церковь Фото 1970 гг.» на Яндекс.Фотках


«27. Тихвинская церковь. Фото 2008 г.» на Яндекс.Фотках

С названиями этих двух храмов при их паспортизации в 1970-е годы произошла путаница. Кладбищенская церковь, освящённая после завершения строительства в 1856 г. во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, названа в охранных документах церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, а расположенная в 100 м от кладбища и освящённая в 1705 г. как Введенская, теперь именуется Тихвинской.

Кладбищенская церковь, именуемая теперь Введенской, на рубеже XX – XXI вв. усилиями уроженца этих мест, петербургского предпринимателя Л.А Антонова построена вновь. Тихвинская церковь (прежде Введенская) в эти же годы была хоть и грубо, но отреставрирована.

С архитектурной точки зрения наибольший интерес представляет самое древнее культовое соружение современного Весьегонского р-на – церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (изначально – Введения во храм Пресвятой Богородицы).

Построена в 1705 г. в русском стиле, сильно обновлена в 1880-х–1890-х гг. Рублена в обло, обшита профилированными досками на кованых гвоздях, имитирующих ленточный руст. Обшивка первоначально (в 1890-е гг.) была побелена известью. Цоколь гранитный. Композиция состоит из храма типа «восьмерик на четверике», трапезной и притвора, равных по ширине, и прямоугольной апсиды. Церковь имеет три входа с гранитными крыльцами. Завершён храм приземистым восьмигранным шатром, увенчанным луковичной главкой на высокой уширенной кверху шейке. Шатёр в основании украшен трёхчастными килевидными кокошниками (утрачены при реставрации в начале 2000-х гг.). Каждая грань восьмерика оформлена прямоугольным ложным окном с рамочным наличником. Декоративное убранство фасадов представлено также архивольтами полуциркульных окон, треугольными полуфронтонами с круглыми окнами, профилированным венчающим карнизом и угловыми лопатками с упрощёнными базами и капителями. От колокольни, расположенной над притвором, сохранился лишь четверик первого яруса, подкарнизная доска-фриз которого украшена прямоугольными выступами, имитирующими мутулы.

Перекрытие храмовой части плоское, современное, выполнено при приспособлении здания под клуб. В трапезной и апсиде потолки оформлены тянутыми штукатурными карнизами. Оконные проёмы и широкий проём, соединяющий трапезную с храмом, обработаны профилированными штукатурными наличниками. В интерьере сохранились также печь, облицованная белым кафелем, и несколько двухстворчатых филенчатых дверей со стрельчатой расстекловкой в верхней части.

С Введенской и Тихвинской церквями связана деятельность святого Новомученика о. Алексия (Никольского Алексея Ивановича).
Справка:
Никольский Алексей Иванович (о. Алексий) (10(22).02.1877–8.03.1938 ) – священник церкви Введения Пресвятой Богородицы в с. Малое Фоминское.
Родился в семье священника в с. Генино Серпуховского у. Московской обл. Окончил духовную семинарию и духовную академию со степенью кандидата богословия. В сан священника был рукоположен в 1904 г. и определён настоятелем Троицкой церкви в подмосковном селе Троицкое-Кайнарджи.
В 1930 г. был арестован, обвинён в контрреволюционной агитации и приговорён к трём годам ссылки. Приговор отбывал сначала на лесоповале на реке Пинеге Архангельской области, затем в Обозерском лесопункте в лагере для священнослужителей. Здесь отец Алексий подружился со священником из-под Весьегонска, что, вероятно, и предопределило его дальнейшую судьбу.
После освобождения в 1933 г. отец Алексий приехал в Тверскую епархию и получил назначение в храм с. Малое Фоминское, где занялся ремонтом церкви, закрытой из-за ареста его предшественника. Вскоре сюда же перебирается и матушка Анна Николаевна, лишённая подмосковной прописки, жилья и нехитрого имущества.
Здесь, в домике на краю села, и прожил отец Алексий с семьёй последние четыре года своей жизни.
16 февраля 1938 г. отца Алексия вызвали в Весьегонск «для проверки паспорта» – больше родные его не видели. Следователь НКВД предъявил священнику обвинение в антисоветской агитации, пповодом к которому послужила короткая проповедь отца Алексия, сказанная во время отпевания в Мало-Фоминской церкви. Из показаний отца Алексия следует, что он в проповеди «выразил среди верующих своё удивление тем, что в один день приходится хоронить трёх покойников, а раньше таких случаев было мало, и здесь призвал к покорности Божией». На обвинения отец Алексий отвечал твёрдо: «Антисоветской агитации я не вёл». Проповедь была истолкована в интересах следствия. 6 марта 1938 г. тройга НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу.
8 марта 1938 г. протоиерей Алексий Никольский был расстрелян и погребён в общей безвестной могиле.
Реабилитирован в 1956 г. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2002 г.



«28. А.И. Никольский (о. Алексий)» на Яндекс.Фотках
6. Село Чистая Дуброва (колокольня Покровской церкви, осмотр экспозиции, посвящённой Троице-Пятницкому Каменскому монастырю в местном филиале Весьегонской библиотеки, придорожная Часовенка-копилка.

.
Деревянная Покровская церковь, существовавшая в селе практически с момента его повторного возникновения, простояла до самого конца XVIII в. В 1799 г. была построена новая одноимённая деревянная церковь с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, пророка Илии и великомученика Георгия. В 1882 г. была возведена ещё одна, опять Покровская, но на этот раз кирпичная церковь с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, великомученика Георгия и иконы Тихвинской Божьей Матери. В течение нескольких десятилетий обе церкви были действующими. Более того, в 1909 г. на кладбище, за селом, была построена ещё одна деревянная церковь, тоже не сохранившаяся до наших дней. Было в селе и четвёртое культовое сооружение – каменная придорожная копилка-часовенка.

К настоящему времени от всего этого духовного и культурного богатства в селе мало что осталось.
Во-первых, это колокольня Покровской церкви..
«Расположена в центре села, с южной и юго-восточной стороны сохранилась берёзовая обсадка. Объёмная экспозиция складывается из трёх убывающих по величине квадратных ярусов и завершена небольшим шатром. Несмотря на поярусное членение, композиция напоминает столпообразные колокольни древнерусской архитектуры. Такое впечатление возникает благодаря массивности и сильно вытянутым пропорциям нижнего яруса. Два верхних четверика значительно меньше по размерам и прорезаны арочными проёмами звона, что значительно облегчает общую композицию. В архитектурном убранстве черты позднего классицизма переплетаются с мотивами русского стиля. Широко использованы угловые пилястры, многочисленные тяги, филёнки, пояса ширинок. В основании деревянного шатра проходит ряд кокошников. Первый ярус двухэтажный, нижнее помещение было перекрыто крестовым сводом» (113; 171).


«29. Деревянная Покровская церковь в с. Чистая Дуброва. Рисунок и обмеры А.Н. Виноградова.» на Яндекс.Фотках





«30. Колокольня Покровской церкви.» на Яндекс.Фотках


«с.Чистая Дубрава 31. Придорожная копилка-часовенка.» на Яндекс.Фотках
Вторая святыня – придорожная копилка-часовенка. Никаких архивных и литературных источников по истории её строительства не найдено. Вытесана, вероятно, местным мастером в начале XX в. Назначение подобных малых сооружений – сбор добровольных пожертвований на нужды того или иного храма.
«Высота часовенки около 1 метра. Вытесана из серого гранитного блока и имеет чисто обработанную, но не полированную поверхность. По форме копилка-часовенка представляет квадратный, в плане сужающийся кверху пилон с двускатной крышей на квадратном, чуть более широком основании. В нижней части слелана небольшая глубокая ниша для кружки, закрывающаяся на западном фасаде железной дверкой с прорезью для монет. Выше помещена ниша для иконы. Тимпан завершающего объём щипца занимает очень простой рельефный крест. Остальные три стороны оставлены гладкими. Имеет хорошие пропорции и отличается высокой техникой обработки камня».
Уникальность памятника заключается в чрезвычайной редкости подобных архитектурных сооружений.
Село Чистая Дуброва – родина крупного церковного деятеля архиепископа Казанского и Свияжского Павла.
[/JUSTIFY]
Справка:
Лебедев Петр Васильевич (Павел) (12(24).12.1827–25.04(5.05).1892) – духовный деятель.
Сын причетника церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Чистая Дуброва. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее инспектором, ректором нескольких семинарий, епископ Выборгский и Ладожский. До 1881 г. – архиепископ Кишиневский и Хотинский. В этом качестве в 1877 г. в присутствии императора Александра II благословлял русскую армию в поход за Дунай в русско-турецкой войне. В 1881–1887 гг. экзарх Грузии, в 1888–1892 – архиепископ Казанский и Свияжский.
Духовный писатель. Его сочинения, несмотря на сложное богословское содержание, отличались высокой публицистичностью. Умер и похоронен в Казани.


«32. П.В. Лебедев (архиепископ Павел)» на Яндекс.Фотках

7. Троице-Пятницкий Каменский женский монастырь.
Располагался на реке Суховетке, в 4,5 км к Ю от с. Чистая Дуброва и 2 км к С от д. Высокое.




«33. Инокиня Евсевия.» на Яндекс.Фотках
Недолгая история монастыря ведёт отсчёт с часовенки св. Параскевы Пятницы, воздвигнутой в 1853 г. рядом с огромным валуном в долине лесной речки. Этот камень издавна почитался как святое место, а дождевая вода, скапливавшаяся в углублении в верхней части валуна, считалась целебной. Находилось немало свидетелей, очевидцев и участников чудесных явлений, видений, случавшихся в окрестностях. Святой Камень привлекал много паломников, стягивавшихся сюда не только из близлежащих сёл и деревень, но и из отдалённых мест.

Святое место было достойно большего, нежели маленькая часовня почитания. Инициаторами создания на берегу Суховетки святой обители стали зажиточные крестьяне близлежащих деревень. В складчину они купили у удельного ведомства 26 десятин земли, а в 1892 г. на месте будущего монастыря руками местных «древодельцев» была построена деревянная церковь, освящённая позднее как церковь св. мученицы Параскевы.

Возможно, крестьянами двигали не только святые, но и сугубо прагматичные мысли: массовое паломничество богомольцев в святое место могло принести немалые выгоды предприимчивым людям.

Как бы то ни было, Святейший Синод в конце 1895 г. учредил здесь Параскево-Пятницкую женскую общину, а Тверская Духовная Консистория утвердила её настоятельницей инокиню Евсевию (в миру Елизавета Сергеевна Соловьёва).
Ядро общины составили 7 послушниц Выщневолоцкого Казанского монастыря, которые прибыли сюда вслед за своей настоятельницей в начале 1896 г. Из весьегонских сёл и деревень сюда потянулись молодые и не очень женщины, решившие посвятить жизнь служению Богу. Община быстро росла, к 1915 г. в ней было уже 12 монахинь и 80 послушниц, а в 1906 г. она стала именоваться Троице-Пятницким общежительским монастырём.

Несмотря на неплохой стартовый капитал в 8 000 рублей, собранный на содержание обители, монахиням пришлось немало потрудиться для обустройства монастыря, его расширения и развития. Мать Евсевия, судя по всему, обладала недюжинными организаторскими и хозяйственными способностями: она сумела заручиться поддержкой и благословением на строительство каменного храма обладавшего огромным нравственным авторитетом отца Иоанна Кронштадтского, её заботами в короткое время были воздвигнуты несколько двухэтажных кирпичных корпусов, множество хозяйственных построек, заведены лощади, коровы, создано сложное и успешное хозяйство.



«34. Каменский монастырь. Фото нач. XX в.» на Яндекс.Фотках



«35. Каменский монастырь. Рис. Б.Ф. Купцова.» на Яндекс.Фотках
Проект большого кирпичного храма в обители был разработан талантливым епархиальным архитектором А.П. Фёдоровым. (Несколько позднее по проекту А.П. Фёдорова была построена в том же русском стиле Никольская церковь, стоящая и поныне в Николо-Рене). Строительство его началось в 1899 г. и продолжалось до 1910. Это был действительно большой трёхпрестольный храм: Иверской иконы Божьей Матери, Святой Троицы и святой мученицы Параскевы Пятницы.

Ко второй половине 1920-х гг. количество монахинь и послушниц достигало до 140 человек. К этому времени монастырь фактически преобразовался в трудовую монашескую коммуну при незыблемости монастырского устава.

Монастырь был закрыт в 1929 г., имущество конфисковано, монахини и послушницы разогнаны.

В 1930-е – 40-е гг. здесь работала артель по производству валенок, которые поставлялись, в том числе, и на фронт. В жилых корпусах некоторое время размещался детский дом. Троицкая церковь была взорвана в 1941 г., битый кирпич частично вывезен в Кесьму для строительства военного аэродрома, который так и не был построен. К 1970-м годам здесь практически ничего не оставалось. Д. Камень, возникшая было рядом с монастырём, исчезла так же бесследно.

В июле 2003 г. (ровно через 150 лет после первой) на Камне вновь поставлена и освящена часовня.



http://fotki.yandex.ru/users/eg-v-v/view/722246/