Вернуться к обычному виду
вакансии Весьегонского района

перейти на сайт



Подать идею для развития и улучшения жизни района

Перейти на сайт ассоциации

Перейти на сайт газеты"Весьегонская Жизнь"

перейти на сайт министерства



Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.



Золотые звезды Калиненцев

перейти на страницу проекта "Сохраним Мологу для потомков"

Поиск родственников и составление своей родословной

Книга памяти Тверская область

перейти на сайт

 Весьегонская земля и люди её в годы Великой Отечественной войны


Б.Ф. Купцов. Весьегонск. Вехи истории (Отрывок из книги)

Герои Советского Союза

Тихонов Николай Викторович (1914–1943) 

родился в крестьянской семье. Детские и школьные годы прошли в деревне Бор Николо-Раменского сельсовета Весьегонского района. Учился в Весьегонской школе II-й ступени, закончил 9 классов. Затем уехал в Ленинград, где поступил в школу ФЗУ, после окончания которой работал на заводе кузнецом. В 1935 г. по путёвке комсомола был направлен в военную авиационную школу, где получил специальность авиатехника. Через три года командование части отправляет Николая Тихонова на учёбу в Качинскую школу летчиков. В звании лейтенанта он вернулся в свой авиа­ционный полк, где его и застала война. Сначала Тихонов воевал рядовым летчиком-истребителем, затем командиром звена, эскадрильи. В воздушных боях действовал смело и напористо.

На Брянском, Западном, Северо-Западном и Калининском фронтах он совершил 224 боевых вылета, провел 53 воздушных боя, в которых лично сбил 16 немецких самолётов, да в групповых боях сбил их немало, 2 самолёта уничтожил на земле.

За умелое командование эскадрильей, храбрость и отвагу в воздушных боях Советское правительство наградило Николая Тихонова тремя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени.

На Калининском фронте он воевал в составе 3-й воздушной армии, командуя эскадрильей 42-го истребительного авиаполка 240-й дивизии. Много раз ему приходилось летать на перехват бомбардировщиков противника, сопровождать советских штурмовиков при боевых вылетах.

Трудным был бой 29 декабря 1942 г. Две четвёрки истребителей под командованием капитана Зазаева и старшего лейтенанта Тихонова сопровождали штурмовиков в район Сафонова. Шестёрка фашистских истребителей предприняла попытку атаковать наших. Но неприятеля перехватила группа Тихонова. Бой был чрезвычайно трудным и упорным. В воздухе стоял гул от моторов, треск пулемётных очередей. Трассы пуль пересекались в разных направлениях. Один из фашистских самолётов задымил и пошёл к земле... Несмотря на количественное преимущество, истребителям противника так и не удалось прорваться к нашим штурмовикам.

Участвовал Николай Викторович и в одиночных боях с противником, не раз спасал боевых друзей от гибели. Выручая Ивана Кулакова, на машине которого было перебито управление, Тихонов ввёл свой самолет в спираль и не спеша стал ходить вокруг опускавшегося с парашютом товарища. И только когда тот был в полной безопасности, Тихонов вновь устремился на противника.

Отважного комэска уважали и любили товарищи по оружию. 3 мае 1943 г. Николаю Викторовичу удалось на несколько дней приехать в свою деревню Бор к родителям, повидать родные с детства места, разлившуюся широко реку Мологу. Был и в перенесённом Весьегонске. С тёплым чувством благодарности вспомнил годы учёбы в школе и весьегонских учителей. Расставание с родителями было не из лёгких. Шла война...

Дважды 10 сентября 1943 г. капитан Тихонов сопровождал штурмовики Ил-2 в район города Духовщина. Ни шквальный огонь зенитчиков, ни истребители противника не сумели помешать нашим лётчикам. При первом же боевом вылете наши штурмовики смяли боевые порядки немецких танков на лесной опушке. Во втором продолжалось их уничтожение реактивными снарядами, бомбами.

Н.В. Тихонов в этом бою сбил два немецких истребителя. Это произошло так. Он увидел, как по заросшей кустарником лощине движется колонна вражеских танков. Немедленно спикировал, стараясь показать цель нашим штурмовикам. Но шестерка «мессершмиттов» устремилась наперерез нашим. И, хотя силы были неравные, Тихонов сделал всё возможное, чтобы отвлечь противника от наших штурмовиков. Первый удар он нанес по ведущему группы. «Мессер» ведущего задымил и резко пошёл к земле. Вскоре Тихонову удалось уничтожить и второй самолёт, но оставалось ещё четыре истребителя противника. Пара «мессеров» устремилась на уходящих советских штурмовиков, другая пошла в атаку на Тихонова.

Первая пара не сумела догнать наших штурмовиков и вернулась. Положение нашего лётчика стало ещё тяжелее, т.к. кончились патроны. Тогда Тихонов, резко развернув самолёт, ввёл его в крутое пикирование, пошёл в последнюю атаку... Вышел он из пикирования в тот момент, когда противник подходил вплотную сверху, другой – ведущий второй пары – пытался атаковать снизу.

Машины противника встретились в той точке пространства, которую Тихонов выбрал в свой последний день героической жизни. Вспышка взрыва трёх самолетов озарила потемневшее от дыма небо над смоленским городом Духовщина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 г. Н.В. Тихонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в деревне Студенец Смоленской области.


Беляев Вячеслав Васильевич 

родился 15 сентября 1923 г. в г. Весьегонске. В 1929 г. семья переехала в Ленинград, где он и окончил среднюю школу. Но Вячеслав каждое лето приезжал в родной Весьегонск к бабушке, она жила на Новинской улице. Вместе с весьегонскими друзьями любил бегать на рыбалку, ходить в лес за грибами, которых набирали целые корзинки, а затем с песнями возвращались довольными домой. Вечерами играли в лапту, чижика, попа... С особым удовольствием играли в футбол, закалялись физически.

И вот наступило роковое 22 июня 1941 г. Мальчишки двух выпускных классов одной из ленинградских школ добровольцами отправились в армию. Беляев с частью ребят попал в Пушкинское военное автомобильно-техническое училище. Летом 1942 г. перешёл на учебу в танковое училище. За три-четыре месяца курсанты переквалифицировались в командиров-танкистов. В январе 1943 г. Вячеслав Беляев окончил училище по 1-му разряду – лейтенант. А в феврале молодые танкисты (целый эшелон) выехали из Рыбинска на Урал получать танки Т-34. Танкистам пришлось помогать заводчанам собирать боевые машины, чтобы быстрее отправиться на фронт.

Молодому лейтенанту Беляеву повезло: он попал в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. В ней служили танкисты, отличившиеся ещё в боях за Москву. Летом 1943 г. Беляев уже воевал на Курской дуге. Во время наступления на Харьков (город был освобождён 23 августа) Беляев получил ранение, лежал в госпитале. В зимнем наступлении 1944 г. старший лейтенант Беляев командовал танковым взводом в батальоне Героя Советского Союза В. Бочковского. 15 января 1-я гвардейская танковая армия с Магнушевского плацдарма вошла в прорыв и начала стремительное продвижение на Лодзь–Познань–Франкфурт-на-Одере. Передовым отрядом наступавших шёл батальон Бочковского. Взвод же Беляева оказался на самом острие танкового удара. На второй день наступления танкисты Беляева вышли к первому серьёзному препятствию – реке Пилице. На противоположном высоком берегу высились здания города Нове-Място, а по мосту переправлялась нескончаемая колонна отступающих немецких войск. Гвардейцы, пользуясь темнотой, влились в немецкую транспортную колонну (два танка) и оказались на той стороне. Их обнаружили. Поднялась паника. Раздался сильный взрыв. Один из пролётов моста упал в воду. Танк Беляева в это время находился на мосту. Взрывной волной и поднявшимся настилом его откатило назад. Затем загорелся наружный топливный бак, который удалось сбить и сбросить в воду. Сразу стало темно. Попробовали на большой скорости по льду перейти реку, но провалились в воду. Водитель быстро включил заднюю скорость, и танк выскочил на берег. Мокрые, в обледенелой одежде, танкисты думали лишь о том, что на том берегу дерутся их товарищи, всего два экипажа. Один из патриотов-поляков указал им брод, и они форсировали Пилицу, вступили в бой за город. Горстка гвардейцев-храбрецов освободила Нове-Място, отрезав путь отхода немецким войскам на Варшаву, обеспечив форсирование реки передовому отряду бригады.

18 января танковый взвод Беляева ворвался в г. Александрув, создав панику среди противника, захватил 90 автомашин с грузом, артиллерийскую батарею и около 150 солдат и офицеров в плен. Танкисты Беляева вплоть до 20 января непрерывно вели разведку, обеспечивая продвижение своей танковой бригады. Они прошли с боями более 250 км в глубине обороны противника.

Звание Героя Советского Союза В.В. Беляеву присвоено 27 февраля 1945 г. Он становится командиром роты. В составе прославленной бригады Беляев прошёл весь путь наступления, пролегавший по территории Польши и Германии. При взятии Берлина Вячеслав Беляев в бою 28 апреля был тяжело ранен. А до Победы оставалось совсем немного. Ведь уже 30 апреля нашими войсками была взята основная часть здания рейхстага.

Два года герой-танкист В.В. Беляев был на излечении в одном из московских госпиталей.

В конце мая 1947 г., ещё не совсем оправившись от ран, В.В. Беляев приезжал в Весьегонск навестить родные места, где встретился с друзьями детства Николаем Вахоневым, Владими­ром Лопаткиным, Юрием Кругловым и др. В это время он всё ещё находился в Москве на излечении. После выздоровления он продолжал службу в армии. Затем окончил Военную бронетанковую академию. Но тяжёлое ранение всё время давало о себе знать. И в 1973 г. по болезни Беляев вышел в отставку в звании инженер-полковника. Обосновался на жительство в г. Горьком (ныне Нижний Новгород), где являлся начальником штаба изве­стной военно-спортивной пионерской игры «Зарница».

Афонин Иван Михайлович (1904–1979)

 родился в деревне Крешнево Весьегонского района. Учился в Весьегонской средней школе. В 1926 г. Афонина призвали в ряды Красной Армии. Служил рядовым, затем окончил Ленинградскую кавалерийскую школу и Военную академию им. М.В. Фрунзе. Служил в 9-й кавалерийской дивизии.

В 1939 г. И.М. Афонин в звании полковника участвовал в боях с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол. За это старший советник монгольской армии Афонин был награждён советским орденом Красного Знамени, а также орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики.

Великую Отечественную войну Иван Михайлович встретил 22 июня 1941 г. на реке Прут в Молдавии. Он командовал полком. Несколько дней у Прута кипела ожесточённая битва. Пограничники и батальоны Афонина стойко оборонялись, враг не смог войти на советскую территорию, понеся к тому же большие потери. Только по приказу командования полк отошёл к Днестру и, искусно обороняясь, громил врага у Дубоссар, под станцией Затишье Одесской железной дороги, и на реке Южный Буг севернее Николаева. И когда полк попадал в окружение, а казалось, что выхода нет, командир полка сохранял спокойствие, уточнял обстановку и с наступлением темноты, принимая смелое решение, нежданно-негаданно для противника обрушивался всеми силами на его слабое место и выводил свои батальоны из «мешка». Полк Афонина составлял арьергард отходивших на восток советских войск, поэтому вынес всю тяжесть боёв с передовыми частями наступавшего противника.

В сентябре 41-го Афонин принял под своё командование стрелковую дивизию, которая вела тяжёлые бои на Южном фронте. Весной 1942 г. – новое назначение: начальником штаба 5-го кавалерийского корпуса. 22 июня, в первую годовщину войны, в бою на Северском Донце он был тяжело ранен. Но уже через месяц Иван Михайлович, почувствовав себя лучше, запросился нa фронт.

В августе 1942 г. он принял другую дивизию – 300-ю, направленную на Сталинградский фронт. Дивизия прибыла в район Камышина, переправилась через Волгу и заняла оборону по её левому берегу, не дав немцам перейти через реку. Во время этой обороны из состава дивизии был выделен особый десантный батальон, который захватил район Лотошанки, потеснил земцев, вынудив их вывести с этого участка пехотную дивизию и свои танки.

Когда группировка Паулюса была окружена, дивизия Афонина переправилась через Волгу в районе Светлый Яр, вышла к речке Мышкова (левый приток Дона) и встала на пути группы Манштейна. Советские пехотинцы стояли насмерть. 19 декабря они подбили и сожгли 39 танков, а на следующий день – ещё 19. Противник отказался от дальнейших попыток наступать и стал окапываться. Тем временем в сражение вступили корпуса 2-й гвардейской армии. 21 декабря дивизия Афонина перешла в наступление, а через неделю вместе с танковым корпусом П.А. Ротмистрова ушла в прорыв по левому берегу Дона. В феврале 1943 г. Сталинградская битва победно завершилась.

В жизни И.М. Афонина произошло несколько радостных со­бытий. Его 300-я дивизия была преобразована в 87-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Ему присвоили звание генерал-майора и вызвали в Москву, где М.И. Калинин вручил комдиву-сталинградцу орден Суворова II-й степени, а в Генеральном штабе объявили о назначении командиром 18-го стрелкового корпуса.

Корпус Афонина сражался на Курской дуге, форсировал Днепр, успешно продвигался с боями по Правобережной Украине и вышел к Карпатам. За расширение плацдарма за Днепром комкор был награждён вторым орденом Суворова. В одном из боёв Ивана Михайловича тяжело контузило. Трое суток продолжалось шоковое состояние. Его хотели госпитализировать, но он категорически отказался, сказав. «Если в бою, то быстрее поправлюсь».

18-й гвардейский корпус отличился в сражении за Будапешт. Генерала Афонина назначили командующим Будапештской группой советских войск 2-го Украинского фронта. В неё входили четыре корпуса и различные приданные части.

Январь 1945-го... Группа генерала Афонина начала штурм Пешта, главной, левобережной части города, т.к. фашисты не пожелали сложить оружие. Бои носили исключительно ожесточённый характер. События развивались стремительно. 18 января Пешт был освобождён, в плен взято 55 тысяч гитлеровских вояк.

Завершающие дерзкие удары наших частей спасли от разрушения центральную часть столицы Венгрии. Враг укрылся в Буде, взорвав все мосты через Дунай, а крупная группа танков и гитлеровской пехоты прорвала позиции 3-го Украинского фронта между озёрами Веление и Балатон. Сложилось опасное положение. Было решено штурмовать Буду. И снова корпус Афонина на главном направлении. В этом сражении 24 января Иван Михайлович получил тяжёлое ранение. И опять Афонин отказался уезжать с фронта. Лечили его в госпитале. Через месяц главный хирург фронта профессор Н.Н. Еланский, сомневавшийся в день ранения в выздоровлении Афонина, сказал ему:

– Вот теперь я вижу, Иван Михайлович, что ты будешь жить.

И ровно через месяц, 24 марта, Афонин вернулся в свой корпус, удивив врачей своей жизнестойкостью.

В это время 18-й корпус уже двигался по Западной Венгрии и Австрии, освобождал Вену. Из-под Вены корпус, переправившись через Дунай, от Братиславы совершил бросок через Малые Карпаты на реку Мораву, с ходу смял прикрытие врага и вышел к Кржелице. Заняв место в центре боевого порядка 53-й армии, корпус получил задачу освободить город Брно, имевший стратегическое значение. Взятие Брно отрезало путь отхода немецким войскам, застрявшим в Карпатах, и обеспечивало быстрое освобождение Праги. Главенствующую роль в боях за Брно сыграл корпус генерал-лейтенанта Афонина. Не задерживаясь, дивизии корпуса направились на Прагу. Звание Героя Советского Союза И.М. Афонину было присвоено 28 апреля 1945 г.

О салюте Победы гвардейцы Афонина узнали во время сражения за Прагу. Они продолжали вести бои с гитлеровцами, отказавшимися сложить оружие. Наступление шло 10, 11, 12 мая. Народы Европы ликовали, а советские воины ещё сражались, шли на штурм вражеских позиций и умирали. 14 мая они вышли в район юго-западнее Праги.

В день Парада Победы на Красной площади в Москве генерал-лейтенант И.М. Афонин командовал сводным полком 2-го Украинского фронта.

В августе 1945 г. снова поход и бои. 18-й Станиславско-Будапештский гвардейский корпус в составе войск Забайкальского фронта прошёл через Большой Хинган, преодолев с боями почти 1200 км. Корпус был награждён орденом Красного Знамени. На парадном мундире боевого генерала блистало, кроме Золотой Звезды Героя, ещё 17 орденов, в том числе семь иностранных, и 28 медалей.

После войны И.М. Афонин окончил Академию Генерального штаба, занимал ответственные командные должности, преподавал в Академии Генштаба. В 1965 г. И.М. Афонин ушёл в отставку. Жил в Москве, вёл большую общественную работу. Часто приезжал в Весьегонск, бывал в родном Крешневе и других селах и деревнях, встречался с колхозниками, рабочими, учащимися, рассказывая им о боевых походах нашей армии в годы войны. Скончался боевой генерал в Москве зимой 1979 г. Одна из улиц Весьегонска носит имя генерала Афонина.


Шанин Григорий Иванович

будущий генерал-лейтенант, родился в 1902 г. в деревне Горка Весьегонского уезда в крестьянской семье. В 1912 г. окончил Барановскую сельскую школу, затем продолжил учёбу в Весьегонском высшем начальном училище. В 1919 г. был призван в Красную Армию, а в 1929 г. закончил Военную академию им. Фрунзе.

В годы Отечественной войны служил на Дальнем Востоке, где формировал маршевые части и соединения, отправлял на фронт.

В августе 1945 г. Г.И. Шанин участвует в разгроме японской армии, командует оперативной группой войск в составе 1-го Дальневосточного фронта. Войска под его командованием во взаимодействии с Тихоокеанским флотом разгромили 54-ю японскую армию и освободили Северную Корею.

За эту операцию Г.И. Шанин получил от правительства Кореи орден Государственного Знамени 1-й степени с Золотой медалью и медаль «За освобождение Кореи».

За долголетнюю службу в армии в течение 40 лет генерал Г.И. Шанин награждён орденом Ленина, тремя орденами Крас­ного Знамени, орденом Красной Звезды и другими.

В 1962 г. он вышел на пенсию. Проживал в Москве.





Контр-адмирал Сергей Михайлович Воробьёв (1904–1974) 

родился в деревне Батеевка Любегощской волости в крестьянской семье.

После окончания в Весьегонске городского училища он некоторое время учительствует в одной из сельских школ уезда. Затем в 1925 г. уходит добровольцем на флот. Служба протекала на военных кораблях Тихоокеанского флота и в Амурской военной флотилии. С.М. Воробьёв учился в нескольких военно-морских учебных заведениях. После окончания в 1929 г. Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе Сергей Михайлович получает назначение на должность вахтенного начальника на сторожевом корабле «Красный вымпел». Шесть лет он прослужил на Дальнем Востоке, потом закончил Военно-морскую академию, руководил одним из отделов Управления боевой подготовки Главного морского штаба, участвовал в инспекторских поездках на Тихоокеанский флот, в Амурскую военную флотилию. После одной из таких значительных поездок летом 1939 г. ему предложили в Наркомате внутренних дел возглавить морской отдел Главного управления пограничных войск. Большую работу проводил С.М. Воробьёв по охране границ, боевой подготовке кораблей, кадров рядового, старшинского и офицерского составов.

В годы Великой Отечественной войны наш земляк командовал первой бригадой речных кораблей Волжской военной флотилии, а затем и всей Сталинградской группой кораблей. Моряки этой флотилии в дни Сталинградской битвы проявили величайший героизм.

«Каждый рейс через Волгу был связан с большим риском для жизни экипажей, но не было случая, чтобы из-за трудности какой-нибудь катер или пароход задержался с грузами на том берегу, – вспоминал командующий героической 62-й армией генерал В.И. Чуйков. – О роли моряков этой флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи».

Им же отмечались и исключительные заслуги в обороне города на Волге первой бригады речных кораблей под командованием С.М. Воробьёва. Бригада в составе канонерских лодок «Громов», «Руднев», плавучих батарей, шести бронекатеров участвовала в ожесточённых оборонительных боях южнее города, сдерживала удар танковых и механизированных корпусов 4-й немецкой танковой армии, поддерживала наши войска с огневых позиций в районе Светлого Яра и Красноармейска, вела огонь по противнику в районах Ельшанки, Песчанки, других пригородах. Помимо всего этого, корабли военной флотилии переправляли в Сталинград бойцов, продовольствие, боеприпасы, вывозили из города раненых, женщин, стариков, детей.

После разгрома немцев на Волге контр-адмирал С.М. Воробьёв назначается заместителем начальника пограничных войск Приморского округа по морской части. С 1944 до 1956 г. он возглавляет морской отдел, затем морское управление Главного управления пограничных войск страны. Боевые заслуги С.М. Воробьёва были отмечены орденами Ленина, Кутузова, Красной Звезды. Он был кавалером четырёх орденов Красного Знамени.

Будучи в отставке с 1956 г., Сергей Михайлович до последних дней (скончался он 6 августа 1974 г. в Москве) вёл активную военно-патриотическую работу среди моряков-пограничников, учащейся молодежи. Выступал с лекциями в Звёздном городке, вёл морской кружок в двух московских школах, возглавлял комиссию ветеранов Волжской военной флотилии.


Контр-адмирал Яков Яковлевич Лапушкин (1904–1968)

был родом из крестьянской семьи Весьегонского уезда. Весной 1918 г. он окончил в Весьегонске так называемую Единую трудовую школу. Вскоре крестьяне Телятинской волости избирают Лапушкина секретарём волостного комитета бедноты.

А в 1921 г. его по призыву комсомола направляют в военно-морское училище, которое он и заканчивает в 1925 г. Получает назначение штурманом на эсминец Балтийского флота «Азарт», а затем на «Яков Свердлов». Здесь его приняли в ряды партии.

И вскоре снова учёба, теперь уже в Военно-морской академии, после окончания которой он становится флагманским штурманом Морских сил Дальнего Востока. В 1939 г. Лапушкина назначают начальником Гидрографической службы Военно-Морского Флота СССР.

В годы Великой Отечественной войны он руководил навигационно-гидрографическим обеспечением боевых операций нашего флота против немецких захватчиков.

После войны Яков Яковлевич занимался редакционно-издательской и научной деятельностью. Многие годы он возглавлял государственные экзаменационные комиссии высших военных учебных заведений, а также старейший отечественный научно-технический журнал «Записки по гидрографии».

За заслуги перед Родиной Я.Я. Лапушкин был награждён орденом Ленина, орденом Нахимова 1-й степени, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, многими медалями.

Всю свою жизнь Я.Я. Лапушкин посвятил развитию и укреплению советского Военно-Морского Флота, совершенство­ванию средств и методов кораблевождения.




Павел Фёдорович Жигарев (1900–1963)

будущий Главный маршал авиации, родился в д. Бриково Весьегонского уезда в бедной крестьянской семье. Учился в Романовской церковно-приходской школе и проявил хорошие способности. Однако средств для продолжения образования не было, и ему пришлось с 12 лет помогать отцу по хозяйству.

В официальной биографии П.Ф. Жигарева (автор – маршал авиации С. Руденко) указана дата рождения – 6(19) ноября 1900 г.

В 1919 г. Павел Жигарев призывается в ряды Красной Армии. В следующем году его принимают в члены партии. После двух лет учёбы в Тверской кавалерийской школе он назначается командиром взвода 55-го кавполка Майкопской дивизии. Но в начале 20-х годов в стране был брошен клич: «Трудовой народ, строй Воздушный флот!» И молодой конник выразил страстное желание обучаться лётному делу. Летом 1925 г. Жигарев был откомандирован в 1-ю легкобомбардировочную эскадрилью, оснащённую самолетами Р-1 (первенец советской авиапромышленности).

Он, комендант аэродрома, изучал самолёт, приборы на занятиях лётчиков и техников. И вскоре поднялся в воздух в кабине лётчика-наблюдателя... Это ощущение первого полёта запомнилось на всю жизнь.

И вот в декабре 1925 г. он зачисляется слушателем Ленинградской школы лётчиков-наблюдателей. Успешно заканчивает её и рекомендуется на должность адъюнкта Военно-воздушной академии.

Но педагогическая деятельность не прельщала Жигарева. Он стремится в строй, на аэродром. В 1933 г. по личной просьбе он был откомандирован из академии на должность начштаба военной школы пилотов в Каче как окончивший командный факультет академии. Здесь он без отрыва от основной работы освоил технику пилотирования и получил диплом лётчика.

После этого командует эскадрильей, а затем бригадой в Белорусском военном округе. Много учится сам, учит подчинённых.

К этому времени, кроме тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 (двухмоторные), ТБ-3 (четырёхмоторные), лёгких бомбардировщиков, разведчиков Р-5 и истребителей И-5, стали поступать на вооружение скоростные самолёты: бомбардировщики СБ, истребители И-15, И-16.

Полковник Жигарев, командовавший 52-й авиабригадой, умело готовил молодых лётчиков к предстоящим боям. А они были не за горами. В 1938 г. на выручку китайскому народу пришли советские лётчики. Ими руководил П.Ф. Жигарев. В боях участвовало около 200 наших самолётов. Японская авиация имела большое численное превосходство. Здесь требовалось немалое искусство, чтобы победить. И это удалось сделать Павлу Фёдоровичу.

В одном бою японские бомбардировщики потеряли 36 самолётов, а из наших истребителей не вернулись на аэродром только две машины. Жигаревым был организован дальний и успешный налёт на вражеский аэродром на Тайване.

В сентябре 1939 г. комдив Жигарев возвратился в Москву. Его за боевые дела наградили орденом Красного Знамени. Затем назначили начальником Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии, потом перевели на должность командующего ВВС 2-й отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии. С Дальнего Востока он возвратился в Москву за несколько месяцев до начала войны с Германией. Войну встретил генерал-лейтенантом авиации в должности командующего ВВС Красной Армии (с 24 мая 1941 г.). В это время началось перевооружение частей новыми самолётами, более совершенными: истребителями ЯК-1, МИГ-3 и ЛАГГ, пикирующими бомбардировщиками ПЕ-2, штурмовиками ИЛ-2. Эти самолёты превосходили по своим лётно-техническим данным аналогичные машины фашистского воздушного флота, но их было еще очень мало.

П.Ф. Жигарев был непосредственным организатором действий ВВС при выполнении ими важных оперативно-тактических задач. Когда Верховное командование в августе 1941 г. поставило перед ВВС и авиацией флота задачу в ответ на налёты фашистской авиации на Москву и Ленинград нанести воздушные удары по военным объектам Берлина, генерал Жигарев вылетел на остров Саарема (Эзель) и лично руководил вылетами дальних бомбардировщиков. Бомбовые удары нашей авиации возвестили всему миру об её стратегических возможностях воздействовать на глубокие тылы Германии, в частности на её столицу, имевшую мощную противовоздушную оборону.

В боях на подступах к Москве гитлеровское командование поставило авиации цель: разрушить город. Противовоздушная оборона столицы стала важной государственной и военной задачей.

Командующий ВВС П.Ф. Жигарев умело руководил действиями авиачастей и соединений под Москвой. По его решению в районе столицы были собраны и авиачасти с других участков фронта. Спешно формировались новые авиационные группы. На московском направлении впервые удалось создать наше количественное превосходство в авиации. Варварский план разрушения Москвы был сорван.

Вместе с зенитной артиллерией советские лётчики организовали огневой заслон на подступах к столице. Сотни сбитых вражеских самолётов пылали на полях Подмосковья. Впервые в ходе Второй мировой войны советская авиация одержала убедительную победу над фашистскими военно-воздушными силами.

Успехи авиаторов были достойно отмечены. В конце 1941 г. шесть авиаполков были преобразованы в гвардейские. Многие летчики стали Героями Советского Союза. П.Ф. Жигарев получил награду – орден Ленина и воинское звание генерал-полковника авиации.

Наиболее серьёзные, принципиальные вопросы строительства военной авиации и организации её действий на фронтах решались обычно на заседаниях Государственного комитета обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина. На них часто заслушивались доклады генерала Жигарева, который всегда готовился к ним основательно. Доложенные им соображения о необходимости создания мобильных авиационных резервов были одобрены и практически осуществлены путём создания резервных авиагрупп (РАГ), а несколько позже и маневренных авиагрупп (МАГ).

Немало пришлось Павлу Фёдоровичу заниматься и вопросами работы авиапромышленности, особенно в восточных районах страны. Весной 1942 г. генерал-полковник Жигарев получил новое назначение – на Дальний Восток, где обстановка в то время была напряжённой. У наших границ сосредоточилась миллионная Квантунская армия, включавшая крупные силы авиации.

Командующий ВВС Дальневосточного фронта П.Ф. Жигарев многое сделал для повышения боеготовности наших авиачастей, для расширения программы учебно-боевых полётов летчиков-дальневосточников.

В 1944 г. началось перевооружение авиации Дальнего Востока. Изучение новой авиатехники проходило планомерно, без всякого снижения уровня боеготовности дальневосточной авиации.

В войне с империалистической Японией в августе 1945 г. Павел Фёдорович командовал 10-й воздушной армией, район боевых действий которой простирался от Благовещенска на западе до Камчатки на востоке и Харбина на юге. Очень сложно было управлять авиационными соединениями 2-го Дальневосточного фронта, действовавшими на разобщённых направлениях в самых различных климатических и оперативных условиях. И всё же П.Ф. Жигареву удалось успешно справиться с этой трудной задачей. Он умело организовал взаимодействие авиачастей с наземными войсками и с морскими десантами, высаживавшимися на побережье Южного Сахалина и Курильских островов. Своими эффективными ударами авиация способствовала быстрому развитию наступления войск 2-го Дальневосточного фронта в глубь Манчжурии. Эта боевая деятельность Жигарева была высоко оценена правительством. В сентябре 1945 г. он получил орден Кутузова 1-й степени.

И снова Москва. В апреле 1946 г П.Ф. Жигарев назначается на должность первого заместителя Главнокомандующего ВВС, затем командует Дальней авиацией. С сентября 1949 г. П.Ф. Жигарев, во второй раз в жизни, снова становится Главнокомандующим ВВС Советской Армии. Семь с лишним лет он руководил созданием качественно новых воздушных сил страны. Предметом особой заботы главкома ВВС было оснащение авиации самолётной и наземной радиолокационной аппаратурой.

П.Ф. Жигарев неоднократно обращался к министру обороны с просьбой о всемерном форсировании разработок новых образцов радиолокационных устройств. Много внимания уделял полётам авиации в сложных метеоусловиях и ночью, оборудованию аэродромов системами слепой посадки и поощрению летчиков за полёты в сложных метеоусловиях. Стремился к тому, чтобы сделать авиацию всепогодной. На учениях, которые проводились под его руководством, как правило, создавалась обстановка, максимально приближенная к боевой. Он не терпел в обучении лётчиков условностей и упрощенчества. Это был талантливый военачальник.

Проводилась большая работа по оснащению воздушных сил страны реактивными самолетами и высокоэффективным оружием. В марте 1953 г. П.Ф. Жигареву присваивается звание маршала авиации, а в марте 1955 г. – главного маршала авиации. В январе 1957 г. он назначается начальником Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.

Последние годы жизни Павел Фёдорович был начальником Военной академии противовоздушной обороны, размещавшейся в Твери.

Имел награды: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Кутузова 1-й степени, орден Красной Звезды и многие медали.

Скончался Павел Фёдорович 2 октября 1963 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1965 г. именем П.Ф. Жигарева названа улица в г. Твери, а в 1966 г. – в г. Весьегонске.




Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, завершившаяся нашей Победой, в которой есть и доля весьегонцев – воинов и тружеников тыла. Рассказать обо всех просто нет возможности. На разных фронтах в годы войны сражалось около 14 тысяч весьегонцев, из них более половины не вернулись домой. Вечную память о них хранят людские сердца, обелиски, воздвигнутые на земле весьегонской, и Книга Памяти, изданная в Твери в 1993 г.

За годы войны труженики района внесли в фонд обороны страны 5786216 руб. деньгами, до 518 тыс. руб. облигациями государственных займов. Кроме того, для фронтовиков было собрано и отправлено 223 полушубка, 2649 овчин на новые полушубки, до 4169 кг шерсти, 303 пары валенок, 608 фуфаек,1029 шапок-ушанок, 996 пар варежек. На фронт все время шли от весьегонцев посылки и подарки. Всего и не перечесть. Победу над врагом ковал весь народ.

Дата изменения: 20.04.2016 12:29